Рабочая программа Адаптируемся вместе,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Таборинский детский сад

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от 08. 09. 2023г.

Утверждено:
заведующий МКДОУ
Таборинский детский сад
____________Н.В. Шурухнова
Приказ № 160-од
от 08.09.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Адаптируемся вместе»
Направленность программы: психопрофилактическая, развивающая
Целевая группа: нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; обучающиеся,
испытывающие трудности в социальной адаптации
Возрастная группа: 2-3 года
Срок реализации программы: 1 год

Разработчик программы:
педагог-психолог
1 квалификационная категория
Понасенко С.В.

с. Таборы
2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.
3.1.
3.2.
3.3.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка …………………………………………….............
Цели и задачи реализации Программы……………………………………
Принципы формирования Программы ……………………………………
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики …
Планируемы результаты реализации Программы ………………………
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Календарно-тематическое планирование ………………………………
Содержание Программы …………………………………………………
Контроль освоения детьми Программы …………………………………
Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями
воспитанников
………………………………………………………………
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы ……………………
Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............
Организация
коррекционно-развивающей
и
(или)
психопрофилактической работы. …………………………………………

3
3
3
4
6
8
9
16
16

18
18
19

2

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Адаптируемся вместе» разработана в соответствии с
основной общеобразовательной программой дошкольного образования
МКДОУ Таборинский детский сад и направлена на сопровождение детей в
адаптационный период, сохранение психологического здоровья детей.
Программа носит психопрофилактический и развивающий характер и
ориентирована на детей 2-4 лет.
Рабочая программа направлена на реализацию образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: обеспечение условий для успешной адаптации детей в ДОУ посредством
формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия в игре.
Задачи:
 создавать в группе эмоционально комфортную атмосферу;
 поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период
адаптации к ДОО;
 снижать импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу,
агрессию;
 развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
 создавать условия для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений
и взаимодействий с социально значимым окружением, состоянием
окружающей среды; индивидуальный опыт субъекта и социокультурная
среда развития;
 создавать условия для освоения детьми пространства своей группы как
предпосылки освоения пространства всего детского сада;
 формировать произвольное поведение, умение действовать по сигналу и
соответственно правилам игры;
 развивать внимание, восприятие, речь, воображение;
 развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики, координации
движений.
1.1.2. Принципы формирования Программы
 Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода
состоит не в том, чтобы приспособить ребёнка к включению в процесс
решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового
взаимодействия ребёнка со взрослым помочь ему в выработке нового
способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с
условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем
самым оказав развивающее влияние на его психику.
3

 Принцип концентричности выражается в том, что программа построена
так, что все её разделы имеют преемственные цели.
 Принцип включенности воспитателей в занятия психолога с детьми.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В МКДОУ Таборинский детский сад в 2023 – 2024 учебном году
функционирует 1 2-я группа раннего возраста.
Характеристика адаптационного процесса
Адаптация – это процесс выработки новых форм и способов активности,
обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и
сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация ребёнка к
детскому саду направлена на поддержание равновесия организма и среды в
новых для него условиях. К таким условиям относятся:
 Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым.
 Условия, связанные с новой организацией среды.
 Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками.
Адаптация ребёнка может протекать с разной степенью. Выделяются три
степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая.
Степень
адаптации
Тяжёлая

Средняя

Лёгкая

Поведение ребёнка в период адаптации к ДОУ
Ребёнок реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми
затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее
полученных знаний и навыков. Контакт с ребёнком удаётся установить с
трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной
игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых
действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала
воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и
ищет поддержку у родителей.
Ребёнок часто более. Причем, болезнь протекает без каких-то
осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного
типа адаптации от тяжёлого варианта. Ребёнок вступает в контакт,
наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через
включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут
постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей
инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и
поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные
правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
Ребёнок посещает детский садик без особых потерь, более или менее с
желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому
ребенок болеет редко. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно
осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он
смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.
Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о
помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители,
настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко
распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил
поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя
4

после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми,
доброжелателен к ним.

Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая
функция
Игровая
деятельность
Отношение со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Эмоции

Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание

Память

Мышление

Психологические особенности детей

Характеристика детей 2-3 лет
Характеристика детей 3-4 лет
Потребность в любви, заботе.
Потребность в общении, уважении,
признании самостоятельности
ребенка.
Восприятие
Восприятие
Партнерская со взрослыми;
индивидуальная с игрушками,
игровое действие.
Ситуативно-деловое: взрослый
– источник способов
деятельности, партнер по игре
и творчеству.
Эмоционально-практическое:
сверстник малоинтересен.
Восприимчивость к
эмоциональным состояниям
окружающих, «эффект
заражения». Проявления
положительных и
отрицательных эмоций зависит
от физического комфорта.
Предметно-манипулятивная
деятельность, метод проб и
ошибок.
Непосредственно окружающие
предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие сенсорных
эталонов (цвет, форма)
Непроизвольное; быстро
переключается с одной
деятельности на другую.
Удерживает внимание 5-10
мин. Объем внимания 3-4
предмета.
Непроизвольная (эмоционально
окрашенная информация),
преобладает узнавание, а не
запоминание; кратковременная.
Объем памяти 3-4 предмета из
5.
Наглядно-действенное:
возникающие в жизни ребенка
проблемные ситуации
разрешаются путем реального
действия с предметами

Партнерская со взрослыми;
индивидуальная с игрушками,
игровое действие.
Ситуативно-деловое: взрослый –
источник способов деятельности,
партнер по игре и творчеству.
Эмоционально-практическое:
сверстник малоинтересен.
Резкие переключения;
эмоциональное состояние зависит от
физического комфорта

Экспериментирование.
Конструирование.
Непосредственно окружающие
предметы, их свойства и назначения.
Восприятие сенсорных эталонов
(цвет, форма, размер)
Непроизвольное; быстро
переключается с одной деятельности
на другую. Удерживает внимание 510 мин. Объем внимания 3-4
предмета.
Непроизвольная (эмоционально
окрашенная информация),
преобладает узнавание, а не
запоминание; кратковременная.
Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Переход от наглядно-действенного к
наглядно-образному мышлению
(переход от действий с предметами к
действию с образами: предметы –
заместители, картинки)
5

Воображение

Репродуктивное (воссоздание
репродукции знакомого образа)
Разнообразие окружающей
среды; физический комфорт.

Репродуктивное (воссоздание
репродукции знакомого образа)
Условия
Разнообразие окружающей среды;
успешности
партнерские отношения со
взрослыми
Новообразования Самопознание, усвоение
1.Планирующая функция речи.
возраста
элементарных норм опрятности 2.Предвосхищение
результата
деятельности.
и поведения в коллективе.
3.Начало формирования высших
чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические).

Индивидуальные особенности воспитанников адаптационных групп
Сведения о половом составе воспитанников и состоянии их здоровья.1
Наименование группы

Всего

2 младшая группа «Гномики»
младшая группа «Дельфинчики»

14
13

Пол

М
8
5

Группа здоровья

Ж
7
8

I
?
4

II
1
8

III
?
-

IV
?
-

Сведения о психологических особенностях воспитанников ДОУ
Наименование
группы

Психологические особенности2
Кол-во детей,
проявляющих
агрессивность,
конфликтность

2 младшая
В течении
группа
года
«Гномики»
2 младшая
В течении
группа
года
«Дельфинчики»








1

2

Кол-во детей,
проявляющих
признаки
тревожности

Кол-во детей,
проявляющих
признаки
застенчивости

Кол-во детей,
проявляющих
признаки СДВГ

Кол-во детей,
проявляющих
негативизм в
общении

Кол-во детей,
имеющих низкий
уровень развития
психических
процессов

В
течении
года
В
течении
года

В
течении
года
В
течении
года

В течении
года

В течении
года

В течении
года

В течении
года

В течении
года

В течении
года

1.2. Планируемые результаты реализации Программы
После преодоление трудностей эмоциональное состояние и поведение
ребёнка нормализуется;
Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные
навыки, игровые мотивы;
Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со
взрослыми, сверстниками, в игре, функционировании нервной системы.
Дети внимательно слушают взрослого и детей в процессе совместной
игровой деятельности;
Позитивное отношение ребёнка к занятиям;
Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность,
враждебность);

Заполняется на основе данных, полученных от воспитателя и/или медицинского работника.
Заполняется на основе анкетирования педагогов, наблюдения педагога-психолога и результатов диагностики.

6

 Наблюдается
процессов.

2.
2.1.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя

позитивная

динамика

в

развитии

познавательных

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Календарно-тематическое планирование
№ занятия

Наименование темы

Групповая работа
Занятие № 1
«В гостях у зайчихи Ляли»
Занятие № 2
«Кот и мышата»
Занятие № 3
«Мишка»
Занятие № 4
«Курочка и цыплята»
Занятие № 5
«Солнышко»
Занятие № 6
Занятие № 7
«Листопад»
Занятие № 8
Занятие № 9
«Прогулка в осенний лес»
Занятие № 10
Занятие № 11
«Мячик»
Занятие № 12
Занятие № 13
«Мячики»
Занятие № 14
Занятие № 15
«Новый год»
Занятие № 16
Новогодний утренник.
Каникулы
Занятие № 17
«Зайка»
Занятие № 18
Занятие № 19
«Музыканты»
Занятие № 20
Занятие № 21
«Непослушные мышата»
Занятие № 22
Занятие № 23
«Весёлый Петрушка»
Занятие № 24
Занятие № 25
«Мишка»
Занятие № 26
Занятие № 27
«Колобок»
Занятие № 28
Занятие № 29
«Котята»
Занятие № 30
Занятие № 31
«Мыльные пузыри»
Занятие № 32
Занятие № 33
«Божья коровка»
Занятие № 34
ИТОГО:

Кол-во
занятий
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

7

2.2.
Наименование темы
Занятие № 1
«В гостях у зайчихи
Ляли»
Примечание: С детьми 2-3 лет
данное занятие проводится
совместно с родителями. С
детьми 3-4 лет занятие
может проводиться без
родителей.

1.
2.
3.

4.
5.

Занятие № 2
«Кот и мышата»
Примечание: С детьми 2-3 лет
данное занятие проводится
совместно с родителями. С
детьми 3-4 лет занятие
может проводиться без
родителей.

Занятие № 3
«Мишка»
Примечание: С детьми 2-3 лет
данное занятие проводится
совместно с родителями. С
детьми 3-4 лет занятие
может проводиться без
родителей.

Занятие № 4

1.
2.
3.
4.

1.

2.

3.

1.

Содержание Программы

Задачи
Создать благоприятную психологическую
обстановку в группе.
Пробуждать интерес ребёнка к жизни
детского сада.
Привлекать родителей к совместной
деятельности с детьми в период адаптации
к ДОУ.
Учить детей слушать текст и выполнять
движения в соответствии с текстом.
Развивать умение ориентироваться в
пространстве.
Создать благоприятную психологическую
обстановку в группе.
Пробуждать интерес ребёнка к жизни
детского сада.
Развивать умение ориентироваться в
пространстве, мелкую моторику.
Привлекать родителей к совместной
деятельности с детьми в период адаптации
к ДОУ.
Развивать элементарные
коммуникативные навыки через диалог со
взрослыми, игрушками (умение
здороваться, прощаться).
Развивать эмоциональную отзывчивость
на музыку, игру, общение со взрослыми и
сверстниками.
Познакомить с вариантами
взаимодействия родителей с детьми
(играми).
Развивать умение родителей играть с

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Содержание
Приветствие.
Знакомство с зайчихой Лялей.
Игра «Зайка серенький сидит»
Игра «Лиса и заяц»
Игра «Что любит зайка»
Рисование «Морковка для зайца»

Источник
Лапина И.В.
Адаптация детей при
поступлении в детский
сад: программа,
психолого-педагогическое
сопровождение,
комплексные занятия. –
Волгоград: Учитель, 2011
Стр. 41-43

1.
2.
3.
4.
5.

Здороваются с котиком.
Игра «Мама и котятки»
Игра «Кот по имени Щекот»
Игра «Кот и мышата»
Рисование «Следы»

1.
2.
3.
4.
5.

Здороваются с мишкой.
Игра «В гости к мишке»
Танец с мишкой
Игра «Мишка косолапый»
Игра «Разбуди мишку»

Лапина И.В.
Адаптация детей при
поступлении в детский
сад: программа,
психолого-педагогическое
сопровождение,
комплексные занятия. –
Волгоград: Учитель, 2011
Стр. 43-46
Лапина И.В.
Адаптация детей при
поступлении в детский
сад: программа,
психолого-педагогическое
сопровождение,
комплексные занятия. –
Волгоград: Учитель, 2011
Стр. 49-52

1. Здороваемся с петушком.

Лапина И.В.
8

«Курочка и цыплята»
Примечание: С детьми 2-3 лет
данное занятие проводится
совместно с родителями. С
детьми 3-4 лет занятие
может проводиться без
родителей.

Занятие № 5, № 6
«Солнышко»

детьми.
2. Способствовать адаптации малышей к
детскому саду.
3. Закреплять знание частей лица, умение их
показывать у себя.
4. Развивать изобразительные навыки.

2.
3.
4.
5.

Кричим как петушок.
Игра «Вышла курочка гулять»
Игра «Цыплята и лиса»
Рисование «Зёрнышки»

1. Формировать дифференцированные связи
с окружающими людьми.
2. Развивать навыки совместной игры,
предметного взаимодействия.
3. Вызвать положительное отношение к
детскому саду.
4. Расширять словарный запас.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Здороваемся с собачкой.
Игра «Дождик»
Ищем солнышко
Игра «Поезд»
Игра «Солнышко»
Рисование «Солнышко» (занятие
№ 5)
Рисование «Дождик» (занятие №
6)
Приветствие
Игра «Шагают наши ножки»
Игра «Дождик и солнышко»
Игра «Полёт листьев»
Творческое задание «Листопад»
(Задание № 7)
Творческое задание «Осенний
лист» (Занятие № 8)
Обсуждение занятия. Прощание

7.
Занятие № 7, № 8
«Листопад»

Занятие № 9, № 10
«Прогулка в осенний лес»

1. Создание атмосферы эмоциональной
безопасности.
2. Снятие эмоционального и мышечного
напряжения.
3. Снижение импульсивности, повышенной
двигательной активности.
4. Развитие умения двигаться в одном ритме
с другими детьми, подстраиваться под их
темп.
5. Развитие слухового внимания,
произвольности, быстроты реакции, речи,
воображения, творческих способностей.
1. Сплочение группы, развитие эмпатии.
2. Развитие слухового внимания,
произвольности, способности быстро
реагировать на инструкцию.
3. Снятие излишней двигательной

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. Приветствие
2. Рассматривание изображений
осеннего леса
3. Игра «По ровненькой дорожке,
шагают наши ножки»

Адаптация детей при
поступлении в детский
сад: программа,
психолого-педагогическое
сопровождение,
комплексные занятия. –
Волгоград: Учитель, 2011
Стр. 52-54
Лапина И.В.
Адаптация детей при
поступлении в детский
сад: программа,
психолого-педагогическое
сопровождение,
комплексные занятия. –
Волгоград: Учитель, 2011
Стр. 55-58
Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению.-М., 2008г.
Стр. 12-15

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению.-М., 2008г.
9

активности.
4. Обучение различению цветов, соотнесение
предметов по цвету.
5. Развитие пространственных
представлений.
6. Развитие общей моторики.
7. Развитие памяти, речи и воображения.

Занятие № 11, № 12
«Мячик»

1. Сплочение группы, развитие умения
взаимодействовать со сверстниками;
2. Повышение эмоционального тонуса;
3. Развитие чувства ритма, координации
движений;
4. Развитие ориентации в пространстве;
5. Обучение отражению в речи своего
местонахождения, местонахождения
других детей, предметов;
6. Развитие зрительного и тактильного
восприятия, речи и воображения.

Занятие № 13, № 14
«Мячики»

1. Развитие коммуникативных навыков
(учить устанавливать контакт друг с
другом, действовать согласованно);
2. Снятие эмоционального и мышечного
напряжения;
3. Развитие умения согласовывать свои
действия с ритмом и текстом стиха;

4. Игра «Найди ёжика»
5. Рассматривание ёжика
6. Стихотворение Б. Заходер
«Ёжик»
7. Игра «Разложи листики»
(Занятие № 9)
8. Игра «Разложи яблоки» (занятие
№ 10)
9. Творческое задание «Дорисуй
иголки» (Занятие № 9)
10. Творческое задание «Нарисуй
травку для ёжика» (Занятие №
10).
11. Поём песенку про ёжика.
1. Приветствие
2. Определяем величину, цвет,
форму мяча
3. Стихотворение С. Маршака
«Мой весёлый звонкий мяч»
4. Игра «Мой весёлый звонкий
мяч»
5. Игра «Прятки»
6. Игра «Волшебный мешочек»
7. Творческое задание «Нарисуй
полоски у мячика» (Занятие №
12).
8. Обсуждение занятия. Прощание.
1. Приветствие.
2. Рассматривание мячей.
3. Игра «Мячики»
4. Игра «Ветерок»
5. Игра «Весёлый мячик»
6. Рисуем мячик в воздухе.
7. Творческое задание «Большой и

Стр. 17-21

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению.-М., 2008г.
Стр. 15-17

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению.-М., 2008г.
Стр. 30-32
10

4. Развитие ориентации в собственном теле;
5. Развитие общей и мелкой моторики;
6. Развитие зрительного восприятия, речи и
воображения.

маленький мяч» (Занятие № 13)
8. Игра «Найди большой и
маленький мяч» (Занятие № 14)
9. Прощание.

Занятие № 15, № 16
«Новый год»

1. Создание положительного
эмоционального настроя в группе.
2. Отработка умения согласовывать свои
движения с движениями других детей, с
ритмикой и текстом песни.
3. Отработка быстроты реакции. Развитие
общей и мелкой моторики, ориентация в
собственном теле.
4. Развитие тактильного восприятия,
внимания, речи и воображения.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Занятие № 17, № 18
«Зайка»

1. Создание положительного
эмоционального настроя в группе;
развитие умения подражать движениям
взрослого;
2. Развитие координации движений, общей и
мелкой моторики;
3. Развитие умений подчиняться правилам
игры, отработка быстроты реакции;
4. Снижение излишней двигательной
активности, импульсивности;
5. Развитие тактильного восприятия,
внимания, речи и воображения.
1. Создание положительной эмоциональной
обстановки;
2. Сплочение группы, отработка умения
согласовывать свои движения с
движениями других детей.

Занятие № 19, № 20
«Музыканты»

Приветствие.
Игра «Имена»
Игра «Вокруг ёлочки»
Игра «Заморозь»
Игра «Согреем наши пальчики»
Игра «Холодно-горячо»
Творческое задание «Раскрась
шарики» (Занятие № 15).
8. Творческое задание «Раскрась
мешок Деда Мороза» (Занятие №
16).
9. Игра «Угадай подарок»
1. Приветствие.
2. Беседа о зиме.
3. Игра «Лепим снежный ком»
4. Игра «Оживи зайку»
5. Игра «Зайка беленький сидит»
6. Игра «Зайка и лиса»
7. Игра «Овощи»
8. Игра «Отыщи морковку»
(Занятие № 17)
9. Игра «Отыщи капусту» (Занятие
№ 18)
10. Прощание.
1. Приветствие.
2. Игра «Зайка и барабан» (Занятие
№ 19)
3. Игра «Кот и металлофон»
(Занятие № 20)

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 26-29

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 33- 36

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
11

3. Развитие образности слухового
восприятия.
4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Развитие внимания, речи и воображения.

Занятие № 21, № 22
«Непослушные мышата»

Занятие № 23, № 24
«Весёлый Петрушка»

1. Преодоление упрямства, негативизма в
период кризиса трёх лет;
2. Формирование положительной
самооценки;
3. Развитие умения подчиняться правилам
игры, действовать в соответствии с ролью,
преодолевать двигательный автоматизм;
4. Развитие слухового внимания, быстроты
реакций;
5. Развитие общей и мелкой моторики;
6. Развитие речи и воображения.
1. Развитие умения согласовывать свои
действия с действиями других детей, с
правилами игры, с ритмом стиха.
2. Закрепление
знаний
детей
о
принадлежности к полу.
3. Закрепление
пространственных
представлений («верх», «низ»).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Развитие восприятия, речи и воображения.

4. Игра «Кукла и колокольчик»
(Занятия № 19)
5. Игра «Мишка и ложки» (Занятие
№ 20)
6. Игра «Мишка и гармошка»
(Занятие № 20)
7. Игра «Угадай что звучит»
(Занятие № 20)
8. Игра «Антошка и гармошка»
9. Игра «Играем на музыкальных
инструментах»
10. Игра «Угадай чей музыкальный
инструмент»
11. Прощание.
1. Приветствие
2. Игра «Непослушные мышата»
3. Игра «Скажи наоборот»
4. Игра «Мышки-шалунишки»
5. Игра «Мышки спят»
6. Игра «Мышки и часы»
7. Пальчиковая гимнастка
«Мышка»
8. Прощание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Приветствие.
Встреча с Петрушкой.
Песенка «Паровоз»
Игра «Наши ручки»
Игра «Карусель»
Игра «Игрушки»
Возвращение
Творческое задание «Раскрась
круги на одежде Петрушке»

Стр. 41-44

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 51-56

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 21-26

12

Занятие № 25, № 26
«Мишка»

1. Развитие элементарных коммуникативных
навыков через диалог со взрослым,
игрушками;
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на
музыку игру, общение со взрослыми и
сверстниками.

Занятие № 27, № 28
«Колобок»

1. Сплочение группы, развитие эмпатии,
обучение детей навыкам сотрудничества.
2. Снятие страхов перед сказочными
героями.
3. Развитие общей и мелкой моторики,
координации движений.
4. Развитие восприятия (вкусового,
тактильного, зрительного, обонятельного).
5. Развитие пространственных
представлений.
6. Развитие внимания, речи и воображения.
1. Формирование положительной
самооценки.
2. Развитие стремления сопереживать,
помогать, поддерживать друг друга.
3. Снятие мышечного напряжения.
4. Развитие умения выражать эмоции (страх,
грусть, радость), слуховое восприятие,
умение воспроизводить услышанные
звуки, моторики, координации движений,

Занятие № 29, № 30
«Котята»

(Занятие № 24)
Прощание
Приветствие.
Беседа с мишкой
Игра «Медвежонок спит»
Стишок про мишку
Слушаем пение птиц.
Игра «У медведя во бору»
Игра «Мишка косолапый»
Творческое задание «Раскрась
банки» (Занятие № 25)
9. Творческое занятие «Лепим
конфеты» (Занятие № 26)
10. Прощание
1. Приветствие.
2. Инсценировка сказки
«Приключения Колобка»
3. Игра «Спрячь колобки»
4. Игра «Волшебный мешочек»
5. Поём песенку для лисы
6. Игра «Колобок»
7. Рисование «Дорожка» (Занятие
№ 27)
8. Лепка «Колобок» (Занятие № 28)
9. Прощание.
1. Приветствие
2. Игра «Угадай кто пришёл»
3. Игра «Кошка и котята»
4. Рассматривание бабочки
5. Игра «Бабочка»
6. Игра «Поймай бабочку»
7. Игра «Перейди ручеёк»
8. Прощание.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 47-51

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 57-62

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 63-67

13

Занятие № 31, № 32
«Мыльные пузыри»

1.

2.
3.
4.

Занятие № 33, № 34
«Божья коровка»

ориентации в собственном теле,
пространственных представлений,
внимания, речи и воображения.
Снятие эмоционального напряжения и
агрессии; снижение излишней
двигательной активности,
импульсивности;
Обучение детей установлению контакта
друг с другом, сплочение группы;
Развитие чувства ритма, общей и мелкой
моторики;
Развитие внимания, речи и воображения.

1. Создание положительного
эмоционального настроя в группе;
2. Развивать умение действовать
соответственно правилам игры;
3. Развивать координацию движений,
общую и мелкую моторику, ориентацию в
собственном теле;
4. Развивать зрительное восприятие (цвет,
форму, размер предметов); развивать
внимание, речь и воображение.

Приветствие.
Отгадай загадку
Игра «Поймай пузыри»
Беседа о пузырях
Игра «Ладушки-ладушки»
Игра «Надувайся пузырь»
Пальчиковая игра «Надувайся
пузырь» (Занятие № 31)
8. Игра «Изобрази пузыри»
9. Игра «Собираем пузыри в
баночку»
10. Игра «Не урони мяч»
11. Прощание
1. Приветствие. Рассматривание
божьей коровки.
2. Игра «Поймай божью коровку»
3. Потешка «Божья коровка»
4. Дыхательная гимнастика
5. Игра «Божья коровка»
6. Игра «Божья коровка и ветер»
7. Игра «Найди маленькие
игрушки»
8. Рисуем круг в воздухе
9. Творческое задание «Точки у
божьей коровки» (занятие № 33)
10. Творческое задание «Нарисуй
травку возле божьей коровки»
(Занятие № 34)
11. Обсуждение занятия. Прощание.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению. - М., 2008г.
Стр. 36-41

Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4
лет в период адаптации к
дошкольному
учреждению.-М., 2008г.
Стр. 8-12

14

2.2. Контроль освоения детьми Программы
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ
проводится в два этапа:
 1 – й этап. Анкетирование родителей.
 2 – й этап. Ежедневное наблюдение за поведением, эмоциональным
состоянием детей и состоянием их здоровья в первых 3 месяца посещения
детского сада.
В качестве диагностического инструментария используются методики,
представленные в таблице ниже.
№
п/п
1

Наименование методики или
диагностического комплекта
Анкета «Прогноз адаптации» (Автор:
Данилова Т.А.)

2

Методика «Диагностика уровня
адаптированности ребёнка к
дошкольному учреждению» (Автор:
Роньжина А.С.)

Цель

Определить факторы, которые могут
затруднить адаптацию, и сильные стороны
развития ребёнка, его адаптационные
возможности.
Охарактеризовать ход адаптации, выявить
возможные явления дезадаптации,
определить уровень адаптированности
ребёнка к ДОУ.

Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с
письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные
результаты могут быть использованы только для задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями
воспитанников
Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с
семьей ребенка в период адаптации к ДОУ является не только выдача
рекомендаций, но и создание таких условий, которые максимально
стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих
трудностей в период адаптации:
 готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
 распределение ответственности за успешное протекание процесса
адаптации;
 обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогомпсихологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в
собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Основные формы взаимодействия с семьей в процессе адаптации к ДОУ.
2.3.

№
п/п
1
2

Направление
работы
Психологическая
диагностика
Психологическое
консультирование

Формы работы с родителями

Анкетирование «Прогноз адаптации»
Проведение индивидуальных
консультаций с родителями по
приглашению педагога-психолога ДОУ,

Периодичность

По мере поступления
новых детей
В течение учебного
года
15

3

4

Коррекционноразвивающее
направление
Психологическое
просвещение

направлению педагогов и их
собственным запросам.
Выполнение рекомендаций педагогапсихолога.

В течение учебного
года

Участие родителей в родительских
собраниях.

В течение учебного
года

Предоставление информации родителям В течение учебного
через информационные буклеты,
года (в соответствии с
памятки, сайт ДОУ.
годовым планом
работы педагогапсихолога)

16

3.
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение программы

Помещения для организации образовательной деятельности
Наименование
Количество мест

№
п/п
1 Кабинет педагога-психолога
4
2 Сенсорная комната
16
Информационно-технического оборудования для организации образовательной
деятельности
№
Наименование
технических средств
Количество
п/п
1
Компьютер
1
2
Принтер
1
3
Магнитофон
1
Учебное оборудования для организации образовательной деятельности
№
Наименование
Количество
п/п
1 Детский стол (регулируемый по высоте)
2
2 Детский стул (регулируемые по высоте)
4

3.2.

Учебно-методическое обеспечение программы

Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности
Наименование
Количество

№
п/п
2 Набор «Овощи»
1
3 Набор «Фрукты»
1
5 Набор игрушек разных по размеру (матрёшки, кубики, машинки,
1
грибок, шарик)
7 Набор «Кленовые листики» (разных цветов)
1
8 Набор «Мячи разных размеров цветов»
1
9 Тканевый мешочек
1
10 Мыльные пузыри
2
11 Ширма
1
12 Часы
1
13 Театр по сказке «Колобок»
1
14 Дидактический набор «Мисочки»
1
15 Дорожки с разнофактурной поверхностью
1
16 Обруч
1
17 Кукла бибабо «Петрушка»
1
18 Паровозик
1
19 Набор «Разноцветные прищепки»
1
20 Заготовки для рисования.
1
21 Набор материалов для творчества (краски, пластилин, карандаши)
1
Методическая литература для организации образовательной деятельности
№
Наименование
Количество
п/п
1 Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего
1
возраста в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
2 Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад:
1
17

3

4

программа,
психолого-педагогическое
сопровождение,
комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011
Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего
возраста. Современные технологии. Программа адаптации.
Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград:
Учитель, 2019
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период
адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008

3.3.

1

1

Организация коррекционно-развивающей и (или)
психопрофилактической работы

№
п/п

Наименование
группы

Кол-во
человек

Кол-во
занятий в
неделю/ в год

Длительность
занятия

Форма
работы

Место
проведения

1

2-я группа
раннего возраста

14

1/34

15 мин.

Групповая

Групповое
помещение

Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

№
Наименование группы
п/п
1 2-я группа раннего возраста

Расписание групповых занятий
День недели
Время

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».